Мастер-класс «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»






РЕФЛЕКСИЯ на уроке
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание, уделяя обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Подробнее рассмотрим способы обучения рефлексии:
Слайд№1
Рисуночное  изображение изменений происходящих с учеником в течение урока, устное обсуждение, письменное анкетирование.
Слайд№2.
 Рисуночное изображение изменений целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картинка, музыкальный фрагмент).
 Применения этого вида рефлексивной деятельности дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, также используя, например «лестницу успеха» или «дерево достижений».
Слайд №3
 Устное обсуждение. Это подведение  итогов,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.     сегодня я узнал…
2.     было интересно…
3.     было трудно…
4.     я выполнял задания…
5.     я понял, что…
6.     теперь я могу…
7.     я почувствовал, что…
8.     я приобрел…
9.     я научился…
10.   у меня получилось …
11.    я смог…
12.    я попробую…
13.   меня удивило…
14.    урок дал мне для жизни…
15.    мне захотелось…
Слайд№4
Упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей
 В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным,  осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
 В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Слайд №5
 Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить  ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«=» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«! »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Слайд №6
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого


Слайд №7.Анкетирование,  позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Слайд №8
 Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Слайд №9
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
1. Что делало её более эффективной?
2. Что тормозило выполнение задания?
3. Что не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе?

1. Насколько хорошо дети обменивались информацией
Достаточное ли взаимопонимание было в группе

 2. Ориентировались на мнение одного человека-лидера в группе
Нежелание наладить контакт большинства участников группы
Сама задача оказалась неинтересной, трудной

3.Лидер, выдвинувшийся в ходе работы
Нежелание наладить контакт большинства участников группы
Непонимание задачи, поставленной для совместной работы  
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации работы в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используют оценочные карты, цель которых – научить адекватно, оценивать себя и других.

Слайд №10
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий