РЕФЛЕКСИЯ на уроке
Обязательным условием создания развивающей
среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце
урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти
с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить
способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому начинать обучение
рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание, уделяя
обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Подробнее рассмотрим способы обучения рефлексии:Слайд№1
Рисуночное изображение изменений происходящих с учеником в течение урока, устное обсуждение, письменное анкетирование.
Слайд№2.
Рисуночное изображение изменений целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картинка, музыкальный фрагмент).
Применения этого вида рефлексивной деятельности дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, также используя, например «лестницу успеха» или «дерево достижений».
Слайд №3
Устное обсуждение. Это подведение итогов, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я
узнал…
2. было
интересно…
3. было
трудно…
4. я
выполнял задания…
5. я понял,
что…
6. теперь я
могу…
7. я
почувствовал, что…
8. я
приобрел…
9. я
научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Слайд№4Упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Слайд №5
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«=» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«! » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Слайд №6
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого
Слайд №7.Анкетирование, позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно
доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Слайд №8
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Слайд №9
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
1. Что делало её более эффективной?
2. Что тормозило выполнение задания?
3. Что не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе?
1. Насколько хорошо дети обменивались
информацией
Достаточное ли взаимопонимание было в группе
2. Ориентировались на мнение одного
человека-лидера в группе
Нежелание наладить контакт большинства
участников группы
Сама задача оказалась неинтересной, трудной
3.Лидер, выдвинувшийся в ходе работы
Нежелание наладить контакт большинства
участников группы
Непонимание задачи, поставленной для
совместной работы
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при
организации работы в группе предполагает включение каждого учащегося в действие
взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используют оценочные карты, цель
которых – научить адекватно, оценивать себя и других.
Слайд №10
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности –
не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень
важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий